Маленький принц из Шушенского

А началось со спора с организаторами фестиваля детских любительских театров, который с 5 по 10 ноября собрал в Байкальске ребячьи коллективы из 13 городов и весей отечества: гости из Красноярского края наотрез отказались показывать свой спектакль на развернутой сцене ДК «Юбилейный». Они горячо настаивали, что их постановке насущно необходимо камерное пространство, с его сокровенностью и доверительной атмосферой. Уступка была получена, и великую фантазию Экзюпери дважды показали в небольшой уютной студии народного театра байкальчан. В итоге каждый попавший на представление зритель почувствовал себя лично включенным в то, что проживали юные актеры.

Фото Марины Свининой

- Труппа из Шушенского в очередной раз наглядно напомнила нам, что важнейшим действующим лицом театрального спектакля является сценическое пространство, - констатировал член жюри, заслуженный работник культуры РФ, режиссер народного театра «Факел» в Ангарске Александр Кононов. – Именно в нем все происходит, в нем и с ним играет актер. В данном случае отказ от большой сцены обеспечил максимальную погруженность зрителей в магию действа, помог создать задушевный контакт между ними и исполнителями.

Импровизированную малую сцену шушенские лицедеи представили в образе школьного класса, где проходит «экспериментальный урок литературы в одном действии», - так режиссер Антон Пузынин определил форму постановки. Небольшой класс в обычной, по-видимому, провинциальной школе, где учитель оставляет учеников наедине с бессмертным творением французского романтика, класс, из которого нам так легко стартовать в мистический полет воображения, на глазах превращается в траекторию путешествия души по символичным планетам в поисках простых и ясных смыслов доверия, верности, самоотречения, любви. Угловатый чудак-новичок преображается в ранимого и отважного Маленького Принца, школьная воображуля становится Розой, нуждающейся в понимании и защите, девочка с соседней парты оборачивается юрким Лисом – носителем интуитивной мудрости. Крутящийся глобус символизирует движение космоса и времени, мобильники взлетают над головой, мигая таинственными звездами. Юные читатели получают возможность без понуканий учителя, без менторской указки распробовать книжку, вступить с ней в контакт, в игру, становясь по ходу сюжета все серьезнее, точнее и ближе к ее волшебной пульсирующей правде. Этот ракурс необычного урока, объединившего одноклассников в процессе примеривания на себя символических образов Экзюпери, подарил спектаклю аромат предельной искренности, помог избежать штампов и пустот, позволил подняться до трансцендентных откровений.

- Это ведь, на самом деле, ведическая история, - говорит мне Антон Пузынин, режиссер народного театра «Ра вестник» в Шушенском и детской театральной студии в районной школе искусств. – Маленький принц – это «золотой ребенок», знаковый образ многих древних мифологий. Это сама душа, искра Творца, Его образ и подобие, сокровенный внутренний центр каждого из нас. Странствие героя по планетам – это путь души к самой себе, к чистому истоку. На этом пути она встречается с ловушками, такими, как маски, функции, мании, если хотите, Короля, Дельца или Честолюбца. Она совершает ошибки, получает ожоги, оставляет свои заблуждения, очищается и вновь обретает себя. Самое удивительное в нашем с ребятами опыте – это сам Экзюпери. Человек, который в 1943 году, когда лилась кровь в мировой войне, пылали печи концлагерей, писал о таких хрупких вещах, как барашек, Роза, родники, прячущиеся в пустыне, слышные только сердцем звездные бубенчики. Какая сила духа, какая чистота разума, какое бесстрашие! В это страшное время напомнить, почти шепотом, но так неопровержимо, что вечная душа неподвластна внешним безумствам.

- И вы обо всем этом говорили с детьми?

- Конечно. Я говорю с ними о многих серьезных вещах. Я не вправе их недооценивать. Они – личности, обдумывающие и остро чувствующие открывающуюся им жизнь. А в силу своей свежести, они даже ближе к изначальным истинам, чем многие взрослые. Если порой и собьются с пути, их легче вернуть, пока не ушли далеко. Я не перестаю удивляться, как смело они фантазируют, как чутко все воспринимают. А когда вижу, что ребята начинают глубоко понимать то, что они играют, - это для меня настоящее счастье!

Антон Пузынин и сам еще очень молод, ему 28 лет. Невооруженным глазом видно, какой тесный и доверительный контакт установлен между ним и артистами-школьниками. Они, как заклинал Маугли, «одной крови». Окончив Красноярскую академию музыки и театра, Антон руководит любительскими театральными коллективами в Шушенском и относится к этому с такой же самоотдачей и ответственностью, как если бы дирижировал премьерой в легендарной «Табакерке» или венецианским карнавалом. Потому что театр не имеет иных адресов, кроме Парнаса.

Шушенский «Маленький принц» стал открытием фестиваля в Байкальске, исполнитель главной роли тринадцатилетний Костя Савченко и семнадцатилетняя Даша Шакиро – Лис произвели огромное впечатление на строгих судей и разновозрастную публику. Вся дружная компания пилигримов из красноярского поселка с ликованием приняла диплом обладателей гран-при. Но главная их награда не в титулах и овациях. Она у каждого из победителей в сердце, которое одно только и способно быть зорким. Там она будет надежно сохранена и принесет еще много чудесных плодов в будущем.

Марина Рыбак
 
По теме
В Ростове арестовали сектантов, поклонявшихся солнцу и вербовавших военных - Bloknot-Rostov.Ru Тысячи людей съезжаются в Казахстан в поисках лечения Фото: антисекта.рф ; В Ростове Ленинский районный суд арестовал на 2 месяца лидера и трех участников ячейки запрещенной в России экстремистской организации «Алля-Аят».
Bloknot-Rostov.Ru
Отвага и мудрость таланта - Библиотека им. Ф.П. Крюкова К 100-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева 15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя, признанного классика отечественной литературы и основателя жанра лейтенантской прозы Юрия Бондарева .
Библиотека им. Ф.П. Крюкова
Пальмира.jpg - Военно-исторический музей «Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
Военно-исторический музей