Оглядываясь на год 2014

Год оказался одним из самых беспокойных, неустойчивых, бурных и трудных в памяти нескольких поколений. В том числе и в сфере искусства. 

фото: morguefile.com

Впрочем, иногда казалось, что искусству вообще нет места в нашей жизни, что по сравнению с войнами, восстаниями, терроризмом, инфекциями и прочими глобальными и ежедневными, большими и малыми опасностями, то, что происходит в концертных или музейных залах – пустяки. Вот только не надо забывать, что искусство – зеркало мира, урок истории, поучение и утешение. И, возможно, если бы человечество более внимательно к нему относилось, мы бы не наделали стольких ошибок и пореже ставили бы мир на грань катастрофы.

Классическая музыка продолжала борьбу за выживание, причем с немалыми потерями. Метрополитен-опера, чья администрация летом избежала локаута и в то же время уговорила пойти музыкантов на некоторое сокращение зарплат, пребывает в дефиците даже большем, чем было объявлено ранее: 22 млн долларов (при бюджете в 327 млн). Если дела будут продолжаться в том же ключе, придется принимать более радикальные меры: сокращать число премьер, не возвращать на сцену трудные для постановок многонаселенные спектакли или увольнять персонал. Нью-Йоркская Сити-опера, объявившая банкротство и прекратившая свое существование, почти потеряла надежду на возрождение, несмотря на попытки состоятельных энтузиастов.

Почти все американские оркестры и оперные компании находятся в такой же опасности, а это влияет на качество программ и исполнения. Нью-Йорк, с его уникальной концентрацией музыкантов, еще держит планку, но провинциальные оркестры, которые когда-то были такой же гордостью для своих городов, как футбольные команды, теряют позиции.

Было время, когда главным врагом классики считались «попса», рок, кантри, всякая «легкая» музыка. Сейчас – технология: Интернет, при помощи которого можно (иногда за малую плату) побывать на концерте Берлинской филармонии или спектакле Венской оперы, или трансляции в HD, позволяющие видеть балет Большого театра и Лондонскую королевскую оперу. Не забудем бесконечное мелькание информации на телефонном экранчике, начисто отлучающее целые поколения от способности воспринимать сколько-нибудь протяженные произведения. Перспектива двух-трехчасового вечера в филармоническом зале публику уже не вдохновляет, и концерты становятся короче.

Из Европы приходят такие же тревожные вести: считающие деньги менеджеры и бьющиеся за свои права работники конфликтуют с главными дирижерами, в результате чего в Италии почти одновременно пять оперных театров потеряли своих «главных», Римская опера в очередной раз закрылась (после ухода Риккардо Мути, уставшего от забастовок), потом снова открылась – надолго ли? В Венской опере тоже ищут нового главного дирижера, и, кажется, единственная по-настоящему стабильная оперная компания в западном мире это Баварская опера в богатом Мюнхене, где так успешно воцарился в звании главного дирижера Кирилл Петренко, получивший в 2014 году престижную Opera Award как дирижер года..

Главные российские театры и оркестры совсем недавно казались оплотом финансовой стабильности. Но что станет с ними в нынешней ситуации взлетевших на все, кроме нефти, цен и инфляции? Будет ли поддерживать их, как раньше, правительство? Будут ли люди покупать билеты, когда многим семьям придется выбирать между тратами на еду, медицину и искусство?

Пока что Россия на культуру уповает: очередной Конкурс Чайковского собирается дать своим победителям рекордные суммы в 130 тысяч долларов и провести в Москве дорогостоящие предварительные прослушивания; Новосибирский губернатор пообещал помочь средствами новой постановке «Спящей красавицы» в Театре оперы и балета (ее оформляют знаменитые итальянские дизайнеры, в своем стремлении к немыслимой роскоши средств не жалеющие). Но твердо взятое направление на русский классический репертуар, причем в самой традиционной сценической интерпретации, вплоть до использования эскизов полувековой давности для декораций и костюмов (недавняя «Царская невеста» в Большом) и ограничения на приглашение к работе над спектаклями «варягов» (вспомним разразившийся осенью скандал с Пермской оперой или интервью нового главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева) грозят снова заключить страну в рамки консерватизма и национализма. Тем, кто знаком с историей, ситуация напоминает переход от новаторства и открытости 1920-х годов к соцреалистическим «ценностям» сталинского периода.

Состоявшиеся в этом году гастроли двух балетных трупп из России – Большого и Михайловского театров – тоже напомнили об этом, вызвав разноречивые чувства. Да, великолепные солисты и отточенный и многочисленный кордебалет, роскошные оркестры, красочные костюмы – все это хороший и нужный экономным американским компаниям пример того, каким может быть полноценный балетный спектакль. Но рисованные декорации, не меняющаяся десятилетиями хореография, отсутствие новинок (единственное исключение – одноактный балет испанца Начо Дуато в спектакле Михайловского театра) – все это больше напоминало музей, и если исполнение не оказывалось идеальным, то музей скучный, запыленный.

Впрочем, даже при желании и возможностях искать новое, удача приходит не всегда, о чем свидельствовали в этом году сезоны Сити-балета и АБТ: обе компании охотно заказывают новые постановки и ищут новые имена (Джастин Пек, Лиам Скарлетт), но их эксперименты нередко кажутся такими же надуманными, как и «античные» танцы в третьем акте «Пламени Парижа». Тем не менее только в атмосфере проб, исканий и ошибок и может существовать и развиваться театр.

Тем, кто любит классическую живопись, в 2014-м наверное приятнее всего было в музее Коллекция Фрика. Зимой там закончилась выставка «Вермеер, Рембрандт и Хаальс: шедевры голландской живописи из Морицхауса», показавшая Нью-Йорку, среди прочего, «Девушку с жемчужной сережкой» Вермеера и «Щегла» Яна Фабрициуса. А сейчас – новый подарок из Европы: 10 шедевров из Шотландской национальной галереи. Плюс Эль Греко.

Но те, кто предпочитает выставки познавательно-энциклопедические, с большим историческим охватом, по традиции спешили в музей Метрополитен. А вот он-то в 2014-м предпочитал не монументальные блокбастеры, а сравнительно небольшие выставки, равномерно представляющие разные жанры, эпохи и национальные школы: одна собрала несколько работ Пьеро делла Франчески; другая – несколько портретов Гойи; в огромном зале разместились витрины с ювелирными украшениями JAR (20 и 21 вв) и всего в одной комнате – сокровища индийских принцев (17-19вв); отдел Азии демонстрировал искусство каллиграфии в Китае и искусство кимоно в Японии (одна из лучших выставок года), отдел фотографии – работы Гарри Винограда, запечатлевшие Нью-Йорк центральных десятилетий 20-го века, и Шарля Марвиля, запечатлевшие Париж центральных десятилетий века 19-го.

Самая мощная по художественному воздействию выставка года еще не закрылась: – «Кубизм» из собрания Леонарда Лоудера. С познавательной точки зрения самой значительной (да и по объему материала, наверное, самой большой) была выставка в музее Гуггенхайма – «Футуризм», впервые так подробно рассказавшая об истории влиятельного и неоднозначного направления 20-го века. А самой развлекательной можно назвать экспозицию «Елена Рубинштейн», которая продолжается в Еврейском музее. Впрочем, многие назовут выставку Джефа Кунса, которой музей Уитни завершил свое пребывание на Мэдисон-авеню.

И уж если называть «самое-самое», то вот мой личный список.

Лучшая оперная постановка 2014 года – «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова (режиссура и оформление), с Джанандреа Нозеда за дирижерским пультом (Нозеда признан «Музыкальной Америкой» дирижером года), Ильдаром Абдразаковым в роли Игоря, а также Сергеем Семишкуром, Анитой Рачвелишвили и Оксаной Дыкой.

Лучшая оперная работа года – Анна Нетребко в роли Леди Макбет в спектакле Метрополитен-опера «Макбет», опера Верди.

Лучшая балетная работа года... Тут одна роль и две балерины: Диана Вишнева в «Жизели» Адана в Американском балетном театре (май) и Наталья Осипова в «Жизели» Михайловского театра (ноябрь).

Лучшее оркестровое исполнение года – Шестая симфония Малера в интерпретации Молодежного оркестра фестиваля в Вербье под управлением Ивана Фишера.

Лучшее исполнение инструментального концерта – Первый скрипичный концерт Шостаковича в исполнении Вадима Репина и Новосибирского симфонического оркестра, без дирижера, в финале Первого Трассибирского международного музыкального фестиваля.

Лучших сольных концертов могу назвать два: шумановская программа, исполненная Владимиром Фельцманом нынешним летом на его фестивале Piano Summer в Нью-Полце и сольный концерт Даниила Трифонова в Карнеги-холл в феврале: Дебюсси, Равель, Стравинский и «Симфонические этюды» Шумана. Впрочем, был еще и его декабрьский концерт, с другой программой, и вот-вот состоится его выступление с Оркестром Нью-Йоркской филармонии (Первый концерт Рахманинова)... 23-летний Трифонов в 2014-м году был, наверное, самым востребованным (более ста выступлений!) и при этом самым интересным пианистом мира.

Лучшее театральное впечатление года – «Евгений Онегин» вахтанговцев, показанный в рамках фестиваля «Cherry Orchard» в Сити-центре. А худшее – «Жизнь и смерть Марины Абрамович» Роберта Уилсона в Парк Авеню Армори. Впрочем, в театр ходила я в этом году немного. Недосуг.

В комментариях этот список не нуждается: обо всех упомянутых событиях вы могли прочесть в моих статьях в «В Новом Свете» или узнать из программ на RTN. Продолжайте это делать и в 2015-м. С Новым Годом! 

Майя Прицкер
 
По теме
Администрация Волгодонска совместно с Отделом культуры города Волгодонска  предлагают волгодонцам разместить портреты их близких в парке Победы на Аллее памяти и Аллее мате ринский славы.
Фото: 1MI В центре детской хирургии Ростова с пациентами начнет работать робот Фёдор В Ростове в детском областном хирургическом центре будет работать робот, измеряющий давление и уровень сахара в крови,
Билеты на вдохновляющие киносеансы уже в продаже в кинотеатре «Чарли» 28 марта 2024 В ростовском кинотеатре «Чарли» начался показ жизнеутверждающего фильма «Ненормальный» (12+) с Александром Яценко и Илларионом Мар
28 марта отмечает свой 95-летний юбилей ветеран Великой Отечественной войны Глуховская Мария Ивановна!
В Ростове арестовали сектантов, поклонявшихся солнцу и вербовавших военных - Bloknot-Rostov.Ru Тысячи людей съезжаются в Казахстан в поисках лечения Фото: антисекта.рф ; В Ростове Ленинский районный суд арестовал на 2 месяца лидера и трех участников ячейки запрещенной в России экстремистской организации «Алля-Аят».
Bloknot-Rostov.Ru
Отвага и мудрость таланта - Библиотека им. Ф.П. Крюкова К 100-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева 15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя, признанного классика отечественной литературы и основателя жанра лейтенантской прозы Юрия Бондарева .
Библиотека им. Ф.П. Крюкова
Пальмира.jpg - Военно-исторический музей «Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
Военно-исторический музей